Каждый из нас может вспомнить несколько молодежных фильмов об американских школьниках – «Король вечеринок», «Факультет», «Дикость», «Бриолин». Не секрет, что уровень показанных там средних учебных заведений оставляет желать лучшего. В представлении большинства людей средние школы США не способны дать подросткам нормальную академическую подготовку, находятся в неблагополучных городских районах и являются рассадниками преступности. Однако такой образ, растиражированный голливудскими картинами, не совсем точно отражает действительность. Об этом говорит хотя бы тот неоспоримый факт, что Америка уже много лет лидирует в рейтингах лучших университетов мира, а большинство статей в авторитетных научных журналах написано именно американскими учеными. Система образования в США привлекает инновационностью и специфической бизнес-ориентированностью в силу того, что страна находится в мейнстриме экономических, социальных, политических движений. В отличие от Британии, веками дающей великолепное классическое образование в несколько «замороженном» виде, американская система отличается большой гибкостью, мобильностью и прагматизмом – ученики держат руку на пульсе мировых событий, выбирают то, что пригодится им в реальной жизни, и с самых младших классов знают, чего хотят добиться. На уроках они конструируют самолеты, ваяют скульптуры, работают с бизнес-кейсами – в общем, перед ними открывается широчайший спектр возможностей. Конечно, все вышесказанное относится не к общеобразовательным государственным учреждениям, где учится 85 процентов молодых американских подростков (критика по отношению к ним зачастую справедлива), а к private boarding schools – привилегированным частным школам-пансионам США.
Американские boarding schools пока не пользуются у российских родителей такой же популярностью, как английские или швейцарские. Многих пугает географическая удаленность США, недостаток информации о хороших школах. Татьяна , директор образовательной компании , отмечает, что спрос на среднее образование в США практически минимален по сравнению с Англией и другими европейскими странами: «Я говорю не о семьях, которые переехали в США или живут там постоянно, а о детях, специально отправляющихся в boarding schools для получения образования. В мае этого года мне удалось посетить более 12 американских школ штата Коннектикут. Суммарно на все эти учебные заведения приходилось менее 10 русскоговорящих студентов».
Путь к Гарварду
Всего в Америке насчитывается около 30 тыс. частных средних учебных заведений, которые делятся на пансионы, дневные и церковно-приходские школы. Последние были основаны ирландскими иммигрантами в XIX веке и отличаются строгими требованиями к поведению и моральному облику учащихся, наличием в программе религиозных дисциплин. По принципу обучения школы, как и в Британии, делятся на раздельные, в которых занимаются только мальчики или только девочки, и совместные. Рядовые американцы упрекают элитные пансионы в отсутствии демократизма – состав учащихся в них действительно очень однороден: большинство студентов можно отнести к upper middle class – верхушке среднего класса. Это обеспечивает детям весьма достойное окружение. Частные школы славятся качественной подготовкой к университету, отличными преподавателями, благоустроенными кампусами, современным оборудованием, маленькими классами (до 15 человек) и разнообразием программы, которая может включать в себя различные виды спорта, кино, музыку, современный танец, дизайн, актерское мастерство, фотографию и т.д.
Если британские школы в основном расположены в сельской местности и небольших студенческих городках, то американские в этом отношении более прогрессивны: основная масса престижных учебных заведений находится в крупных мегаполисах – Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, Филадельфии, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе. В географическом и климатическом отношении Америка с ее горными массивами, Великими озерами, национальными заповедниками и красивейшим океанским побережьем, безусловно, более привлекательна и разнообразна, чем Старый Свет. Например, вместо туманного и дождливого Альбиона вы сможете выбрать для своего ребенка школу на Гавайях, чтобы совместить учебу с отдыхом на лучших курортах.
У американцев 12-летняя система среднего образования. Дети начинают ходить в начальную школу в пять лет. Elementary school продолжается до 5-го или 6-го класса, за ней следует middle school – средняя ступень. Заключительный этап, с 9-го по 12-й класс, называется high school. Именно в это время ученики активно готовятся к поступлению в университет, а по окончании курса сдают тесты SSAT – эквивалента нашего ЕГЭ, – по результатам которых они могут подавать заявки в различные вузы. Получается, что американский школьник заканчивает обучение не в 16, как у нас, а в 18 лет, что делает невозможным для наших выпускников поступление в американский университет сразу после окончания российской школы – им придется отучиться в среднем учебном заведении США в течение последнего года или двух или пройти специальный курс довузовской подготовки – Fondation. А вот после этого уже можно будет писать письмо в Гарвард или Йель.
Америка versus Европа
В чем же заключаются преимущества американской образовательной системы? Каковы причины, побуждающие некоторых родителей отправлять детей на обучение в США, а не в относительно близкую Великобританию или спокойную, комфортную Швейцарию? Елена Спенсли, заместитель директора Североамериканского консорциума школ-пансионов (Вермонт, США), отмечает главный фактор: «По статистическим данным, более 90 процентов выпускников частных школ поступают в вузы по их выбору, в том числе входящие в «Лигу плюща» (ассоциация восьми лучших американских высших учебных заведений – Гарвард, Дартмут, Йель, Браун, Принстон, Колумбийский, Корнельский и Пенсильванский университеты). Пансионы предлагают отличную подготовку для поступления в лучшие высшие учебные заведения мира.
В Америке также существуют школы, которые специализируются на том, чтобы повысить уровень успеваемости студентов (Blue Ridge School в штате Вирджиния, West Nottingham Academy в Мэриленде). В такие учебные заведения могут поступать не только отличники, преподаватели будут делать все возможное, чтобы создать условия для максимального развития учеников. Российских родителей привлекает и то, что в американских школах мало студентов из России (не более одного или двух на школу). Поэтому им приходится быстрее адаптироваться и вливаться в международный коллектив. Некоторые родители предпочитают Америку из-за присутствующего здесь доброжелательного отношения к иностранным студентам. Условия проживания в США зачастую более комфортабельны, чем в английских школах, хотя качество общежития зависит от уровня учебного заведения».
По мнению Елены, некоторые родители психологически не готовы к тому, чтобы отправить своих детей учиться за границу в раннем возрасте. Большинство американских школ принимают учеников 9–11-го классов или желающих пройти специальную годичную программу подготовки к университету. Основных причин на это две: во-первых, считается, что детям младшего возраста эмоционально трудно жить отдельно от родителей, во-вторых, школы-пансионы полагают, что трех лет вполне достаточно для подготовки к поступлению в вуз. «Большинство американских boarding schools – школы совместного обучения, это тоже привлекает родителей, – продолжает Елена Спенсли. – Хотя есть несколько очень известных в Америке раздельных учебных заведений (например, Miss Porter's School в штате Коннектикут для девочек, Georgetown Preparatory School в штате Мэриленд для мальчиков). А в школе Webb в Калифорнии ведется раздельное обучение в 9–10-м классах – исследования показывают, что есть существенные различия в том, как мальчики и девочки усваивают учебный материал. Иногда Америку выбирают исходя из практических соображений – здесь живут родственники или друзья, самим родителям часто приходится бывать в командировках в этой стране. Существует множество замечательных школ в разных штатах США – это значит, что есть возможность учиться в теплой Калифорнии, Аризоне, Флориде или на Гавайях. Мы не рекомендуем выбирать страну по климатическому принципу, но иногда это тоже оказывает свое влияние. Немаловажно и то, что в настоящее время американские школы проявляют большой интерес к российским ученикам. Здесь стремятся к разнообразию культур в коллективе, поэтому, отказывая многим претендентам из Азии, мечтающим об учебе в Америке, они благосклонно настроены к поступающим из России».
Более 90 процентов выпускников американских частных школ поступают в вузы по их выбору, в том числе входящие в «Лигу плюща» (Гарвард, Дартмут, Йель, Браун, Принстон, Колумбийский, Корнельский и Пенсильванский университеты).
По мнению Татьяны , сильнейшие школы Америки, обучение в которых дает максимальные шансы для поступления в вузы «Лиги плюща», – это Phillips Andover Academy, Choate Rosemary Hall, Deerfield Academy, Phillips Exeter Academy, Hotchkiss School, Lakeville, Lawrenceville School, St. Paul’s School, Groton School, The Taft School и многие другие.
Стоимость обучения в школах-пансионах составляет примерно 35–50 тыс. долларов в год. «Сюда входит как обучение, так и проживание в кампусе, – добавляет Елена Спенсли. – Как правило, школы, расположенные в центральных и южных штатах США (Монтана, Колорадо, Южная и Северная Каролина, Теннесси, Флорида), обходятся дешевле. Не так дорого стоит и обучение в учебных заведениях с религиозным уклоном, получающих дотации от церкви (около 20 тыс. долларов в год)».
Морские черепахи и фабрика игр
По словам Елены Спенсли, школы-пансионы США прилагают равные усилия к развитию как академических, физических и духовных способностей, так и характера своих учеников. Особое внимание уделяется воспитанию лидерских качеств, самостоятельности и ответственности, умению корректно выражать собственные мысли как в устной, так и в письменной форме, правильной организации времени, эффективному общению со сверстниками и взрослыми. Много часов отводится на практические занятия, студенты активно принимают участие в учебном процессе, полемизируют с преподавателями, а не просто слушают лекции. В школах преподают талантливые и увлеченные своим делом учителя. Например, Hawaii Preparatory Academy на Гавайях, известная своей программой точных наук, предоставляет школьникам возможность не только изучать морскую биологию по учебникам, но и проводить исследования черепах, живущих неподалеку в океане. Wilbraham & Monson Academy в штате Массачусетс предлагает изучать основы предпринимательства как теоретически, так и практически – она владеет собственным предприятием по производству настольных игр, которые создаются и рекламируются учениками, а также продаются ими на международном рынке. Такие занятия нравятся подросткам и оставляют впечатление на всю жизнь. Школы-пансионы США дают возможность не только получить отличное образование, но и продолжить серьезно заниматься всевозможными видами спорта или искусства. Cranbrook School в штате Мичиган отличается исключительно сильной академической подготовкой и в то же время наличием великолепной программы по хоккею. St. Johnsbury Academy в штате Вермонт предлагает возможность занятий театральным мастерством под руководством известных актеров и директоров театров Бродвея. В Webb ученики специализируются на палеонтологии, Trinity College имеет собственную обсерваторию. Deerfield Academy, напоминающую закрытый элитарный клуб, считают «американским Итоном» – школа готовит будущих представителей политической и деловой элиты.
Татьяна рассказывает, что день ученика частной американской школы подчинен строгому расписанию, как у важной деловой персоны. Занятия проходят в небольших группах по индивидуальному плану. После академических уроков начинаются дополнительные занятия по спорту и искусству. «С утра до вечера у детей нет ни минуты свободного времени, – говорит она. – И так живет вся школа, так устроена сама система. Учеников с детства приучают к ценности времени и необходимости достижения результата. Большое внимание уделяется развитию лидерских качеств. Детей полностью готовят к самостоятельной активной взрослой жизни. Хорошие школы обеспечивают их современными ресурсами, богатым выбором материала в библиотеках, компьютерами. Такие учебные заведения привлекают лучших преподавателей. Кроме того, в школах есть преподавательский и студенческий комитеты. В каждом из них свой президент, но они вместе принимают правила школы и планы мероприятий, разбирают успехи и провалы. Голос детей равняется голосу взрослых. Поэтому школьники чувствуют себя с ними на равных. Интересную часть программы составляют экскурсионные, учебные, познавательные и научные поездки. Дети могут совершить экспедиции по изучению экзотических растений, познакомиться с проблемами людей в бедных странах. Все престижные школы предлагают учебные дисциплины на уровне колледжей. Классы небольшие, преподаватель очень тесно работает с группой студентов, отбирая большое количество материала. Однако ученики проходят и анализируют его самостоятельно, делают выводы, готовятся к дискуссии, учатся высказывать свое мнение, структурированно и логично отстаивать позицию. Вся система ориентирована на подготовку студента к университету, формирование его взглядов, умение обрабатывать большой объем информации, выбирая ключевые идеи».
Требования к кандидату
Эксперты рекомендуют начинать готовиться к поступлению в американскую частную школу-пансион заранее, по крайней мере осенью предыдущего года. Родителям стоит лично посетить школы и понять, в которой из них ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно. Очень важно хорошее знание английского языка. Некоторые учебные заведения принимают студентов, не в совершенстве владеющих иностранным, но все равно ожидается, что уже после первого полугодия они полностью вольются в основной учебный поток. Большинство школ не требует специальных вступительных экзаменов от иностранных студентов. Для поступления необходимы результаты тестирования по английскому (SLEP или TOEFL), некоторые учебные заведения требуют результаты теста SSAT, оценки за последние три года обучения в школе, три рекомендации преподавателей, подробную анкету с указанием внешкольных интересов и увлечений, несколько сочинений на английском языке. «Также ребенку надо будет пройти личное интервью с директором приемной комиссии школы, – добавляет Елена Спенсли. – При рассмотрении документов учитываются общий уровень успеваемости, знание английского, характер ребенка, его заинтересованность в занятиях спортом и/или искусством и, конечно, желание учиться в Америке. Во многих местах ожидают, что абитуриент (а не только его родители) проявит интерес к выбранному учебному заведению. Конкурс есть всегда, поэтому поступление в конкретную школу не гарантировано. Большой плюс для студента – разнообразие интересов и общительность».
Татьяна предупреждает, что в лучшие школы подается около десяти заявок на место (из 35 штатов и 30 различных стран). «Процесс подачи заявок в престижные учебные заведения очень ответственен, лучше сразу доверить дело профессионалу, – советует она. – Должны быть правильно оформлены и поданы в срок все формы, собраны рекомендации, подготовлено хорошее мотивационное письмо. Затем школьника ждут интервью и экзамены по предметам. Сейчас их можно пройти дистанционно».
Дмитрий Краснов, генеральный директор одной из московских компаний, отправил свою 16-летнюю дочь Анастасию в Webb School (Калифорния). «Это было исключительно решение моей дочери, она с детства очень любила Америку, – рассказывает он. – В языковой школе у нее были преподаватели из США, она отлично знала английский, изучала американскую литературу и историю. Поэтому желание уехать в Америку у Анастасии было осознанным. Сначала мы просто хотели поступать в американский университет, но не представляли, как это сделать. В процессе выяснения осознали необходимость получения среднего подготовительного уровня образования в Штатах. Несмотря на то что американские вузы декларируют свое желание брать детей из России и других стран, для чего просто нужно написать о себе и пройти систему тестирования SSAT, нам вскоре стало понятно, что это не такая уж простая задача. Если родители обладают очень большими спонсорскими деньгами и могут хорошо помочь университету, вероятность поступления резко повышается. Если же идти обычным путем, следует серьезно готовиться. И мы выбрали Webb в Лос-Анджелесе – одну из лучших в Калифорнии частных школ-пансионов, где студенты (даже американцы, живущие рядом) в течение пяти дней проживают в кампусе. Анастасия поступила там в 11-й класс, ей предстоит учиться еще два года. Пока не знаем, какой университет она выберет. В американской системе образования весь процесс направлен как раз на то, чтобы ребенок определился, раскрыл свой творческий потенциал. В школу приезжают представители разных университетов и колледжей. И в зависимости от своих интересов ученик постепенно выбирает вуз, в который будет подавать документы. Обычно таких вузов 5–6. У хороших школ, в одной из которых учится моя дочь, стопроцентное поступление в вузы.
Около 30 процентов студентов подают документы и поступают в университеты, входящие в «Лигу плюща» и первую двадцатку лучших высших учебных заведений мира».
Дмитрий отмечает, что в американских школах любят, чтобы поступающий к ним ученик подробно и хорошо рассказал о себе (кто он такой, чем увлекается, какие у него жизненные приоритеты). Это необходимо для выбора предметов, которые он будет изучать последние два года. В boarding schools можно выбрать и уровень обучения, – например, IP (повышенной сложности) максимально приближен к университетскому. «Школы делятся на две группы: по наличию или отсутствию языковой адаптации и по количеству иностранных студентов – где-то 50 процентов, где-то всего 10 процентов, – объясняет Дмитрий. – Если в школе нет адаптационного курса, туда надо приезжать уже в совершенстве владея иностранным языком. В Webb нет адаптационного курса и учится всего 10 процентов иностранцев. Мы выбрали американскую систему образования еще и потому, что она дает учащемуся возможность сориентироваться в процессе обучения, стимулирует на развитие, достижение определенных результатов. Цель таких школ – чтобы все студенты продолжили свое образование в хороших вузах. В зависимости от этого формируется их рейтинг. Поэтому поступление в частные пансионы тоже конкурсное, несмотря на то что обучение платное и довольно дорогое (иногда даже дороже, чем в лучших американских вузах, – например, в школах обучение обходится в 40– 50 тыс. долларов в год, а в престижном Калифорнийском университете может стоить 25 тыс. долларов). В этом году в Webb было подано около 400 заявок, поступили 25 или 30 человек (из иностранных претендентов). Для моей дочери это единственная возможность нормального обучения. Boarding schools предполагает стопроцентную посещаемость и погружение в учебный процесс, высокий уровень образования, близкие контакты с учителями, отсутствие огромного количества посторонних негативных факторов, присутствующих в России (в виде не очень хорошей среды или учеников с «неправильной» мотивацией). Если человек намерен получать высшее образование в Америке, безусловно, следует ехать в частную школу-пансион. И делать это как можно раньше. Отправляйте ребенка с 9-го класса – это пойдет ему только на пользу! Лучшие американские школы обходятся в итоге дешевле, чем европейские. А 17 из первых двадцати лучших университетов мира – американские. Если у вас действительно выдающийся ребенок, для него существует возможность поступить сразу в американский университет. Но самый оптимальный вариант – действовать через частную школу».
Дисциплина с улыбкой
Эксперты отмечают, что дисциплина в школах-пансионах США строгая. Ученики придерживаются четкого распорядка дня. Хотя часто внешне складывается впечатление, что обстановка более свободная, так как у американцев принят неформальный и раскрепощенный способ общения. «Несмотря на улыбающихся преподавателей и администраторов школ, контроль за успеваемостью ведется самый серьезный, – говорит Елена Спенсли. – Школьникам не приходится скучать, так как их день расписан буквально по минутам. У каждого есть наставник, который следит за успеваемостью и поведением. Систематическое нарушение правил школы, нежелание учиться приводят к немедленным исправительным мерам, вплоть до исключения. Это, пожалуй, может стать самым неприятным сюрпризом для родителей, которые не совсем понимают, почему платные школы проявляют такую нетерпимость к нарушениям. Успехи каждого ученика регулярно обсуждаются на закрытых собраниях, такой коллективный подход зачастую обеспечивает своевременное вмешательство в случае возникновения трудностей».
Американские школы проявляют сегодня большой интерес к российским ученикам. Здесь стремятся к разнообразию культур в школьном коллективе, поэтому, отказывая многим претендентам из Азии, мечтающим об учебе в Америке, они благосклонно настроены к поступающим из России.
«Анастасия и в России училась в неплохой школе, но сама среда и количество соблазнов, которые тут есть, действовали абсолютно развращающе, – рассказывает Дмитрий Краснов. – А в Webb, несмотря на то что она находится в пригороде Лос-Анджелеса – настоящего центра развлечений, присутствует строгий регламент и жесточайшая дисциплина. Вне зависимости от того, из простой ты семьи или ребенок миллиардера, за проступки дисциплинарного характера, связанные с употреблением алкоголя или сигарет, тебя просто исключат из школы. Ученикам предоставляется свобода в том, что касается поездок в Лос-Анджелес и прогулок по городу, хотя и над этим контроль довольно жесткий. Существует расписание, которого все обязаны придерживаться. Конечно, детям, которые, учась в России, привыкли пропускать уроки и не всегда выполнять домашние задания, довольно трудно к этому привыкнуть. У нас некоторое время тоже были довольно серьезные проблемы с адаптацией к этим правилам. Наказание за любой проступок там следует незамедлительно. В первые же выходные Анастасия успешно мыла территорию кампуса, отчищала дверные ручки, отсиживала дополнительные часы в библиотеке, не могла выйти с территории за довольно незначительные нарушения (например, двухминутное опоздание на завтрак). Когда об этом рассказываешь, школа начинает производить впечатление некоего военизированного учреждения. Однако на самом деле это не так. Когда туда попадаешь, поражаешься абсолютно свободной атмосфере, видишь лица детей, которые там учатся, и понимаешь, что у них совсем другие ориентиры. Конечно, бывает, ребенок не выдерживает, говорит, что не может здесь учиться. Но как сказала моя дочь: «Для многих детей, которые сюда приехали, это был выбор их родителей, а я здесь оказалась потому, что сама так хотела. И поэтому мне здесь нравится на 100 процентов».
По мнению Дмитрия, важно, чтобы человек, который едет в Америку, осознавал, что окажется в совершенно иной среде: «У американцев другое представление о порядке, моральных ценностях, общении, о том, что такое community. К этому надо приспособиться, проявить даже какое-то внутреннее лукавство для того, чтобы соответствовать окружению». Елена Спенсли также согласна, что у учеников американских школ-пансионов на начальном этапе возникает немало трудностей: «Прежде всего, это тоска по дому и друзьям. Привыкание к изучению предметов на английском языке, постоянному общению на английском и загруженному расписанию в школе. Не все легко адаптируются к стилю преподавания, активному участию в классных дискуссиях. Как правило, школы делают все возможное для того, чтобы их воспитанники успешно достигали поставленных целей и преодолевали возникающие трудности. Сложности появляются тогда, когда школьник не проявляет желания исправиться и говорит преподавателям, что ему все равно, будет он учиться в этой школе или нет».
Дмитрий Краснов отмечает, что спортивные навыки и желание участвовать в разнообразных состязаниях – обязательное требование американских школ: «Если ты напишешь, что не любишь заниматься спортом, есть серьезная вероятность, что тебя просто не примут в школу. То же самое касается университетов. Заявку победителя нескольких школьных или городских турниров по теннису в Гарварде будут рассматривать в первую очередь. Спортивные достижения, увлечение искусством очень ценятся и в Webb, там есть свой оркестр и театр. В общем, школы предоставляют огромный простор для любых конструктивных проявлений. А всем неконструктивным ставят жесткие препоны (что особенно актуально для учеников «критичного», переходного возраста 14–18 лет). В то же время там принят свободный стиль одежды, дружеские отношения между мальчиками и девочками (первое, что я увидел, когда прилетел на родительский уик-энд в октябре, это как моя дочь обнимается с каким-то молодым мулатом, учеником параллельного класса), учениками и учителями. Внешне атмосфера очень свободная и доброжелательная».
19.05.10
Источник: SPEAR'S №1(6) | Education