Материал опубликован с разрешения автора http://www.albioncom.ru/
Где лучше получать высшее образование: дома, в России, или за рубежом? Вопрос детский, из серии «Кто сильнее: слон или кит?» Детский, но вовсе не праздный, особенно для тех, кто только что закончил школу.
Количество бесплатных мест в российских вузах сокращается. Цена российской учебы постепенно достигает западных высот. Впрочем, дело не только в деньгах. Есть профессии – бизнес, менеджмент, финансы – которым на Западе обучают многие десятки лет, намного дольше, чем в России, и уже поэтому – лучше. А если человек нацелен на международную карьеру, то ему, кроме знаний, просто необходим опыт врастания в западную культуру, быт. Бывают и критические ситуации: для тех, кто провалился на вступительных экзаменах в российский вуз: провал может означать призыв в армию. Означает ли это, что с мечтами о блестящей карьере придется проститься?
Вовсе нет. Ведь учиться можно не только на родине, но и за рубежом – например, в Великобритании или в Швейцарии. У тамошних университетов репутация учебных заведений, дающих выпускникам блестящее образование и перспективы получить хорошую работу. Да и учиться здесь приятно – высокий жизненный уровень и низкий уровень преступности, абсолютная веротерпимость и отсутствие ксенофобии. Остается только разобраться, какие пути-дороги приведут на заветную студенческую скамью.
Великобритания: напрямую и в обход
Прямо со школьной скамьи россиянина в британский университет не примут: уровень нашего школьного образования «недотягивает» до британского (в России оно 10-11-летнее, а в Великобритании – 13-летнее). Теоретически выпускник российской школы может поступить в британскую частную школу и, проучившись в ней 2 года и получив диплом A-level, необходимый для подачи заявки в университет.
В стране огромный выбор частных школ – более двух с половиной тысяч. Всем известны Eton, Harrow, Dulwich, Gordonstoun, Winchester, Cheltenham Ladies’s. Школы эти ведут свою историю с незапамятных времен и могут гордиться знаменитейшими именами, которые когда-то были записаны в классных журналах. Как, например, Harrow – школа, основанная королевой Елизаветой в 1572 году и выпустившая из своих стен Уинстона Черчилля, Генри Пальмерстоуна, Джорджа Байрона. И сегодня именно частные школы страны являются главными поставщиками студентов в Оксфорд, Кембридж и другие британские университеты.
Путь в британский университет через британскую же частную школу – прямой и верный, но не без препон. Во-первых, место в хорошей школе надо бронировать заранее, бывает – за год и больше. Во-вторых, школы предъявляют серьезные требования к уровню подготовки будущих питомцев, и в первую очередь – к уровню владения английским. Эти требования тем жестче, чем старше претендент. Так что на практике большинство россиян и других иностранцев, закончивших школу у себя на родине, выбирают альтернативный путь: учебу в международном колледже, «переходном мостике» в британский университет.
Типичные примеры подобных учебных заведений – Brookе House College, Oxford International College, Oxford Tutorial College. Обладателю российского аттестата зрелости, знающему английский на среднем уровне, в этих учебных заведениях предложат пройти программу двух последних, выпускных классов классической британской школы (курс A-level), дополненную серьезным курсом английского. Учебные предметы надо выбрать: три соответствующие профилю будущей учебы в университете основные дисциплины, которые предстоит изучать в течение двух лет, и еще два-три «одногодичных» предмета. Выбор достаточно широк: два десятка дисциплин, среди которых, кроме привычных нам математики, физики, химии, истории, есть и экзотичные для российской школы юриспруденция, политология, социология, экономика. Успешное окончание курса A-level позволяет поступить на любую специальность в любой университет – все зависит от результатов общенациональных выпускных экзаменов, которые надо сдавать в течение двух лет учебы.
При подготовке к экзаменам студенты международных колледжей получают явное преимущество перед питомцами прославленных частных школ: им уделяют больше персонального внимания.
Маленькие, не больше 6 человек, классы – норма для международного колледжа. При необходимости со студентом занимаются индивидуально (в классических школах это не принято). К тому же в колледже отлично понимают, что одно дело – знать предмет, а совсем другое – уметь его сдавать. Поэтому важной науке сдавать экзамены здесь тоже усиленно обучают.
На курс A-level принимают абитуриентов от 16 лет. Начало занятий – в конце сентября, но хорошо подготовленного выпускника российской школы, прилично владеющего языком, могут принять и на второй триместр – он начинается в январе. Не отказывают в приеме и тем, кто слаб в языке: их зачисляют на подготовительные курсы: обычно это 12 недель занятий английским по 5 часов ежедневно.
В международных колледжах есть программы и для и тех, кто еще не окончил на родине среднюю школу – на них принимают с 14 или даже с 13 лет (курс GCSE).
Выпускникам школ в международных колледжах предлагается и другой, более быстрый, чем A-level, вариант подготовки, предусматривающий к тому же особую, упрощенную процедуру зачисления в университет – это программа University Foundation Course.
Foundation вдвое короче курса A-level – всего один учебный год. Приступить к занятиям можно в сентябре (окончание программы – в июне) или в январе (с окончанием в августе). Стандартные требования к поступающим: минимальный возраст 17 лет, наличие диплома о среднем образованиии (российский аттестат зрелости вполне годится) и знание английского (IELTS 5,5).
Как правило, студенты выбирают не отдельные предметы, а готовые программы. В Брук-хаусе, к примеру, таковых две: Business Stream – для тех, кто готовится поступать на специальности, связанные с экономикой, бизнесом, финансами, юриспруденцией, и Engineering Stream, готовящий к поступлению на инженерные факультеты. Будущие бизнесмены и правоведы изучают математику, основы бизнеса, финансы, информационные технологии, право. Будущие инженеры – математику («простую» и высшую), физику, информационные технологии. И те, и другие – английский язык.
Программы Foundation создаются международными колледжами в содружестве с университетами. Так что всем студентам, справившимся с программой, место в «базовых вузах» гарантировано. Механизм распределения выпускников по университетам предельно прост: если студент набирает на выпускных экзаменах более 65% от максимально возможной суммы баллов, он выбирает любой университет из списка университетов-партнеров колледжа. Менее престижным, «средним» университетам достаются «средние» студенты. Чем хуже результаты экзаменов, тем скуднее выбор – все по справедливости.
Программы University Foundation предусмотрены практически для всех специализаций. Например, Low Programme предназначена для будущих правоведов, политологов и социологов, Life Sciences – для тех, кто собирается посвятить жизнь исследованиям в области химии, физики, математики или биологии.
Самая востребованная, а потому и самая распространенная программа – Business Programme. Ее можно найти не только в каждом международном колледже, но и в крупных языковых школах. К примеру, в школе Regent в Брайтоне и в ее филиалах в Лондоне, Эдинбурге, Кембридже и Оксфорде. Продолжительность учебы в Regent зависит от того, с каким уровнем знания английского приехал студент. Для поступающих с IELTS 4,5 (обычно именно такой результат демонстрируют выпускники российских школ) занятия начинаются в конце сентября, а заканчиваются в середине июня. Те, кто знает английский на уровне IELTS 5,5, могут сэкономить время и деньги и приступить к учебе в январе.
Среди университетов, готовых принять выпускников Foundation, есть очень именитые. Например, Ноттингемский, Манчестерский – они входят в топ–двадцатку университетов Великобритании. Лучшим выпускникам Foundation удавалось поступать даже в суперпрестижные Лондонскую школу экономики и Университетский колледж Лондона. Но два самых старых и знаменитых университета – Кембридж и Оксфорд – эту программу пока не признали. Есть и еще одно ограничение: тем, кто мечтает о дипломе врача, приходится учиться по двухгодичной программе «A-level» (либо в школе, либо все в том же международном колледже), либо по программе Международного бакалавриата.
Увенчанные лаврами
Перед теми, кто успешно справиться с программой «Международный бакалавриат» (International Baccalaureate, IB) открываются почти безграничные возможности: с дипломом IB можно поступать на любой факультет Оксфорда, Кембриджа и любого другого университета Великобритании, Гарварда, Йеля и Принстона в США и других университетов в 50 странах мира. Более того, некоторые университеты засчитывают курсы, пройденные по программе IB.
Учебные заведения, входящие в систему IB, открыты во многих странах мира. Особенно популярна программа в частных школах Швейцарии. A cамый известный в Великобритании – это международный колледж St. Clare’s в Оксфорде.
Поступить на программу IB может любой человек не моложе 16 лет, прошедший собеседование на английском языке (уровень владения языком достаточно высок – не менее 250 баллов TOEFL). Если во время собеседования выяснится, что претендент не вполне готов к учебе по программе IB, ему могут предложить начать с подготовительной программы – pre-IB. На pre-IB в течение одного учебного года студенты изучают английский (при желании – еще один иностранный язык), математику, естественные и гуманитарные науки. Предуниверситетский курс IB длится 2 года. Как и британская национальная программа A-level, IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность университета. Но, в отличие от A-level, IB дает студентам всестороннее образование, изучаются не 2–4, а 6 предметов: родной язык (приехавшие из России изучают русский язык), иностранный язык (в данном случае – английский), математику, гуманитарные науки (одна дисциплина на выбор: история искусств, общая история, литература и т.п.), естественные науки (на выбор: физика, химия или биология), дополнительный предмет для профильной подготовки в университет. В зависимости от будущей специальности 3 предмета изучаются более глубоко (Higher level, или уровень «А») другие менее (Subsidiary level, или уровень «В»). На втором году все студенты изучают курс теории знания. Еще один обязательный курс – CAS (Creativity, Action, Service), подразумевающий творческую работу в изостудиях и гончарных мастерских, занятия спортом, участие в социальных программах (помощь старикам и инвалидам, сбор средств на благотворительность). По завершении курса надо сдать экзамены и написать развернутое сочинение примерно на 80 страниц. Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (6 экзаменов, высшая оценка – 7, низшая – 1, еще 3 балла можно получить за сочинение и участие в конкурсе CAS). С этой задачей справляются не все: по мировой статистике, около 30% окончивших курс студентов остаются без диплома. Чтобы поступить в самые престижные университеты мира, надо иметь в дипломе не меньше 35-36 баллов.
Швейцарские Кембриджи
Для российской элиты отправить ребенка в частную швейцарскую школу – модно и престижно. О вузах страны известно гораздо меньше. А между тем швейцарские университеты, давшие миру несколько десятков нобелевских лауреатов, заслуживают пристального внимания. Даже несмотря на все сложности поступления в них, о которых и пойдет речь.
Высшее образование в Альпийской Республике равно доступно как гражданам страны, так и иностранцам. Правда, с некоторыми оговорками. Поступление иностранца на медицинский факультет в Швейцарии практически невозможно: профессия врача здесь так популярна, что мест на университетских скамьях не хватает даже для собственных граждан. Закрыты для иностранцев стоматологические и ветеринарные факультеты. На специальности «фармакология» и «физиология» иностранцев принимают, но в ограниченном количестве.
Зато во всех остальных сферах иностранцев принимают без ограничений, и их процент в университетах довольно высок: в среднем – около 18%, а в Женевском университете – до 33%. Общее число поступающих в вузы страны за последние годы заметно увеличилось, при этом плата за учебу остается относительно невысокой: для иностранных студентов она составляет от 500 до 750 франков за семестр (исключение – небольшой италоязычный Universita della Svizzera Italiana в Лугано, учеба в котором стоит 4 тысячи франков за семестр). При этом официального ограничения приема студентов – Numerous Clausus, принятого в большинстве европейских стран, в Швейцарии так и не ввели. Проблему перенаселения университеты решают иначе: после первого года обучения проводится специальный экзамен, отсеивающий около половины студентов.
Самые высокие вступительные требования к абитуриентам из России предъявляют университеты немецкоязычной части страны: чтобы поступить на первый курс, надо закончить как минимум два курса российского вуза и сдать специальной приемной комиссии во Фрибурге единый экзамен для иностранцев. Для поступления в университеты Лозанны, Женевы и Невшателя, где преподают на французском, выпускникам российской средней школы с хорошим (без троек) аттестатом зрелости достаточно сдать единый экзамен. Получается, что при прочих равных условиях «франкофоны» в Швейцарии оказываются в выигрыше. Хотя, конечно, выбирая университет, надо учитывать и его престиж, и мнение экспертов: швейцарцы считают, что экономике следует учиться в Санкт-Галлене, праву – во Фрибурге, Лозанне или Невшателе, истории – в Невшатале, а филологии – в Женеве.
Математику, точные науки, инженерное дело и архитектуру лучше всего преподают в двух швейцарских политехнических школах, имеющих статус университетов: в EPF Lausanne и ETH Zurich. Обе школы чрезвычайно высоко котируются в мире: по версии авторитетного “Times Higher”, в 2004 году ETH Zurich вошла в первую десятку лучших университетов мира и в тройку лучших университетов Европы (уступив лишь Оксфорду и Кембриджу), а Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPF) заняла в рейтинге европейских университетов десятое место.
Обе политехнические школы в отличие от остальных университетов, проводят собственный вступительный экзамен. Но абитуриенты, владеющие французским, и здесь выигрывают: для поступления в лозанскую EPF бывает достаточно аттестата, а цюрихская ETH требует полных четырех семестров обучения в российском вузе.
Единый экзамен для иностранцев ежегодно проходит во Фрибурге в сентябре-октябре. Собственно, сдавать придется не один, а пять экзаменов. Иностранный язык, математика и всемирная история – это обязательные предметы. Еще две дисциплины – по выбору (география, физика, химия, биология, второй иностранный язык). При необходимости подготовиться к экзамену можно здесь же, во Фрибурге: подготовительные курсы работают с сентября и стоят около 4500 франков.
И все же путь большинства иностранцев, поступающих в швейцарские университеты и высшие политехи, лежит через частные швейцарские школы. В качестве «классной комнаты мира» Швейцария уникальна: здесь можно подготовиться к поступлению не только в швейцарский вуз, но и почти в любой европейский, а также в университеты Великобритании и США.
Интернационализм и космополитизм, мультикультурность и многоязычие Швейцарии повлияли и на местную систему образования. В 50-х годах прошлого века в некоторых швейцарских школах работало до 20 национальных секций и можно было учиться по программе любого (или почти любого) из государств Европы. Теперь такого изобилия нет, но все же по возможностям выбора и гибкости образовательных программ Швейцария остается на первом месте в мире. Обычно в швейцарской школе есть, во-первых, собственно швейцарская секция, в которой преподавание ведется по федеральной программе Matura, во-вторых, популярная как среди швейцарцев, так и среди иностранцев британская или американо-британская секция и, в-третьих, французская, немецкая или итальянская секция. Кроме того, многие школы предлагают программу International Baccalaureate, разработанную около 40 лет назад здесь же, в Швейцарии.
По разнообразию предлагаемых учебных программ Швейцария, безусловно, занимает первое место в мире. Тем не менее сами швейцарцы считают, что сильная сторона швейцарской модели образования не в обширном списке предметов, которым в Швейцарии учат лучше, чем в других местах. А в том, что главное для этой модели – гармоничное развитие личности ребенка.
В Швейцарии до сих пор, невзирая на поразившую Европу моду на узкопрофессиональное, прагматичное образование, почитают заветы просветителя Иоганна Песталоцци, утверждавшего, что обучение – "священный процесс, в который должны быть вовлечены голова, душа и руки человека". Поэтому в школах горной страны детей стараются вскармливать качественной пищей – как для ума, так и для тела и души.
Здесь широко представлено все, что необходимо для физического совершенствования – спорт, путешествия, экскурсии и горные экспедиции. Для духовного развития тоже существует огромный выбор занятий: музыка, изобразительное искусство, лепка, шитье, театр, дизайн, etc. И все эти дисциплины при желании можно изучать столь же глубоко, как и общеобразовательные предметы.
В России швейцарские частные школы, как и швейцарские горные курорты и вообще все швейцарское, ассоциируются с богатством и элитарностью. В общем, это правильно. Стоимость обучения в самых дорогих швейцарских школах чаще всего зашкаливает за $60000 в год. В Великобритании, соперничающей со Швейцарией за звание “классной комнаты мира”, максимальная цена на треть ниже, около $40000. Тем не менее швейцарские школы не жалуются на нехватку учеников, которые приезжают сюда со всего мира.
20.03.06
Автор Наталия Гинзбург
Источник: Журнал «Домовой», сентябрь 2005 г