Принстонский университет (Princeton University), расположенный в Принстоне (штат Нью-Джерси), в особым рекомендациях не нуждается. Он все из той же прославленной Лиги плюща, объединяющей восемь наиболее престижным университетов США. Поступить туда – заветная мечта молодых людей из разных стран мира.
В Princeton University читал лекции и работал великий Альберт Эйнштейн, с Принстоном связаны имена Джона Маркони, Александра Белла, Энрико Ферми, Роберта Оппенгеймера. В течение 23 лет здесь преподавала русскую словесность и литературу Нина Берберова. Столь же внушителен и список выпускников университета: два президента США – Джеймс Медисон (выпускник 1771 года) и Томас Вудро Вильсон (1874 год), свыше сотни ceнаторов, конгрессменов и законодателей штатов, а также 44 губернаторa. Окончили Принстон госсекретари Джордж Шульц и Джеймс Бейкер, министр обороны Дональд Рамсфельд, известные в России историки Роберт Такер, написавший книгу о Сталине, и Стивен Коэн – автор знаменитой политической биографии Бухарина, Некоторое время в Принстоне учился, но диплома не получил Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
История Принстонского университета началась 22 октября 1746 года, когда Законодательный совет британской колонии Нью-Джерси от имени короля Георга II удовлетворил ходатайство группы пресвитерианских пасторов во главе с Джонатаном Диккенсоном и выдал им хартию на образование колледжа в целях обучения юношества языкам, свободным искусствам и наукам. Колледж Нью- Джерси стал четвертым учебным заведением в британской Северной Америке после Гарварда, колледжа William and Mary и Йеля. Хотя новый колледж основали пресвитерианские священники,в уставе написали, что обучаться в нем могут приверженцы любых религиозных деноминаций, так как студентов здесь готовят для службы церкви и государству. Для тогдашних учебных заведении британских колоний в Северной Америке подобная веротерпимостьбыла беспрецедентной. Впрочем, религиозная направленность обучения все же доминировала. На гербе Принстонского университета до сих пор написан официальный девиз: «Под Божьей властью процветаем» (Dei Sub Nomine Vigit).
Первоначально колледж, в котором учились всего десять студентов, располагался в доме Диккенсонав городе Элизабет. Однако в 1747 году покровитель умер, поэтому все сообщество перебралось в Ньюарк, где его приютил местный пресвитерианский пастор Аарон Бэрр, ставший новым президентом учебного заведения.Здесь уже через три года из стен колледжа выпустили первых трех бакалавров. В 1756 году Бэрр добился перевода учебного заведения в Принстон, где на пожертвования, собранные в том числе в Британии видным горожанином Натаниэлем Фитцрэндольфом, для студентов и преподавателей построили специальное здание.
По предложению Джонатана Бэлчера, губернатора Нью-Джерси и покровителя колледжа, здание назвали Nassau Hall в честь покойного к тому времени английского короля Уильяма III, принца Оранского, происходившего из династии Нассау. Почти полвека Нассау-холл был единственным зданием колледжа, совмещавшим в себе функции аудитории, библиотеки, часовни, общежития, столовой и кухни. Сейчас старый Нассау - один из важнейших памятников истории США, который находится под строжайшей охраной государства.
Во время Войны за независимость колледж Нью-Джерси находился в самом центре событий. Его президент Джон Уизерспун, занимавший пост в 1764–1794 годах, был единственным рукоположенным священнослужителем, подписавшим Декларацию независимости. Затем в течение шести лет являлся влиятельным членом Континентального конгресса. Во время войны занятия в колледже прекратили. Тогда многие студенты ушли в американскую армию, а Нассау-холл превратился в казарму сначала для британских, а потом и для американских солдат. Во время сражения под Принстоном (3 января 1777 года) в Нассау-холле как раз засели британцы, и, чтобы заставить их сдаться, американская батарея под командованием Александера Гамильтона произвела три орудийных выстрела по зданию. По преданию, ядро попало прямо в портрет короля Георга II, висевший в главном зале. Король лишился головы, а в стене оказалась такая вмятина, что, когда на том же месте захотели повесить портрет Вашингтона, сделать этого было нельзя. Как бы там ни было, Нассау-холл серьезно пострадал.
В 1780 году торжественно отменили статью хартии колледжа, обязавшую студентов и профессоров давать клятву на верность британской короне, а в 1783 году в Нассау-холле собрался второй Континентальный конгресс, бежавший из Филадельфии в Принстон от мятежа солдат, которые требовали выплаты жалованья. Причем каждый шестой депутат конгресса был выпускником колледжа Нью-Джерси. Здесь, в Принстоне, конгресс получил весть о подписании Парижского мирного договора. На торжественном празднике приема студентов в сентябре 1783 года присутствовали не только президент колледжа Уизерспун, попечители и выпускной класс, но и весь конгресс, включая Джорджа Вашингтона. Девять выпускников колледжа участвовали в Конституционном конвенте, поэтому недаром в 1799 году совет попечителей Принстона единогласно высказался в поддержку новой Конституции Соединенных Штатов.
Послевоенное время стало периодом упадка, в колледже начался период анархии. Студенты сопротивлялись традиционным порядкам и правилам, в частности ежедневным молитвам. Пресвитерианская Генеральная Ассамблея, опечаленная малым числом выпускников-священнослужителей, проголосовала за создание отдельной религиозной семинарии. Это решение привело в полное расстройство финансы колледжа, так как поступления от церкви прекратились. Профессора колледжа обратились за поддержкой к бывшим выпускникам. В 1826 году создали Ассоциацию выпускников Нассау-холла, которая функционирует и по сей день. Создание данного органа - чисто американская идея, впоследствии сыгравшая огромную роль в становлении университета.
В 1868 году из Шотландии на должность президента колледжа пригласили Джеймса Маккоша, который энергично взял учебное заведение под свой контроль и через 20 лет удвоил количество студентов, утроил территорию колледжа и повысил жалованье преподавателям. Активное развитие учебного заведения связано и с положительными тенденциями, коснувшимися всех главных университетов США (внимание и требования властей, влияние немецких институтов с их широким перечнем программ, требующих от профессоров специализации быть универсальными во всех отраслях знаний, а также теория эволюции Дарвина, поднявшая уровень естественных наук в целом).
Спорт, который играет огромную роль в жизни американских университетов, стал активно развиваться в Принстоне с 1859 года, когда там построили первый спортзал. С начала 60-х годов XIX века студенты начали носить оранжевую (цвет династии Оранских-Нассау, к которой принадлежал король Уильям III) спортивную форму. Номера на футболки студенты наносили черными чернилами, в результате оранжевый и черный стали фирменными цветами Принстона. Данную традицию соблюдают до сих пор: студенты университета стремятся, чтобы эти оттенки присутствовали не только на спортивной форме, но и в повседневной одежде.
К тем же временам относят еще одну университетскую традицию: сочетание оранжевого и черного породило ассоциацию с тигровой шкурой. Отсюда и произошло традиционное прозвище спортивных команд университета - «Тигры». Принстонские болельщики стали приветствовать свои команды возгласом «Tiger!». С 1882 года старшекурсники начали выпускать юмористический журнал The Princeton Tiger, а в 1893 году университетскую столовую The Inn переименовали в Tiger Inn.
К 70-м годам XIX века разносторонние успехи поставили Принстон рядом с такими известными учебными заведениями, как Гарвард и Йель. В 1877 году в колледже основали магистратуру, а в 1896 году он получил статус университета, который в знак благодарности и признательности городской общине назвали Принстонским университетом. В том же году оранжевый и черный официально признали цветами университета.
В 1902 году университет возглавил Томас Вудро Вильсон – выпускник Принстона 1874 года и будущий президент США. Новый ректор стал первым светским президентом, девизом инаугурационного адреса которого было: «Принстон – на службу государству!», но не церкви. Он ввел систему наставничества, отобрав 50 опытнейших педагогов для работы со студентами в малых группах, учредил систему достоинства, которая налагала ответственность за поведение, в частности на экзаменах, на самих студентов. Томас Вудро Вильсон усовершенствовал учебные программы, разделив их на общеобразовательные (в течение первых двух лет) и специализированные (в последующие два года). Во время его правления (1902–1910 годы) завершили создание отдельного колледжа для подготовки магистров (Graduate College), удвоили число факультетов, реорганизовали административную структуру, ввели небольшие дискуссионные классы гуманитарной направленности (preceptorials) и начали работу по созданию общежитий, так называемых residential colleges для младшекурсников, где они проживали бы совместно с преподавателями. Правда, полностью замысел Вильсона реализовали лишь в 1982 году, когда всех младшекурсников разделили между пятью residential colleges. Однако Вильсону не удалось организовать обучение аспирантов. Это осуществили позднее, когда ректор покинул университет, чтобы баллотироваться в губернаторы штата, а затем и на пост президента страны.
В 50-60 годах XX века среди студентов университета началось брожение: наступило время пересмотра жизненных ценностей, традиций, целей и задач обучения. В 1969 году университет впервые принял в свои стены женщин. Забавно, но, отдавая дань женской эмансипации, решили сделать разнополыми две скульптуры бронзовых тигров, установленные в университетском здании Adams Mall. Сейчас соотношение студентов мужчин и женщин – 52 к 48.
После полувекового пребывания в одном здании Принстонский университет начал энергично строиться и расширяться. В настоящее время на территории кампуса и вне его размещены 160 сооружений различного назначения: учебные корпуса, научно-исследовательские лаборатории, многочисленные общежития, церковь, музеи, спортзалы, стадион и др.
Большинство зданий построено в стиле позднего Средневековья, принятом для американских университетов. Торжественная готика корпусов, зеленые лужайки и аллеи, вековые деревья (некоторые из них – ровесники Принстона), скульптура - все это создает неповторимый колорит. Каждое здание носит имя человека, на чьи средства его построили, либо бывшего президента университета, либо выдающегося ученого, работавшего в этих стенах.
Более 97% студентов живут на территории Принстона в пяти резидентских колледжах, каждый из которых представляет собой комплекс из нескольких общежитий для 450–500 студентов и имеет обеденные залы, а также библиотеки, аудитории для занятий и семинаров, кафе. В просторных комнатах живут по два-три, редко по четыре студента. Во главе каждого резидентского колледжа стоит опытный преподаватель. Штат включает директора обучения, двух студентов-выпускников, которые являются консультантами в вопросах взаимоотношений, в частности с национальными меньшинствами, и старшего педагога-консультанта.
Примерно 75% студентов и аспирантов обедают в 11 частных клубах питания, остальные готовят еду в общежитиях, обедают в резидентских колледжах, присоединяются к кооперативу и т.п. Принстонский центр еврейской жизни обеспечивает религиозных студентов кошерной пищей.
Учебный процесс в университете организован по индивидуальным учебным планам и органически связан с научно-исследовательской работой. В состав Принстона входят: школы технических и прикладных наук, архитектуры и градостроительства, общественных и международных отношений; отделения астрофизических наук, физики, математики, геологических и геофизических наук, биологическое, химическое, экономическое, философии, политики, социологии, психологии, религии, романских языков и литератур, германских языков и литератур, физической культуры и воспитания и другие, а также Научно-исследовательский центр им. Дж. Форрестола (имеет отделения аэронавтики, космических исследований, технических наук, лабораторию физики плазмы и др.).
В университетских библиотеках представлено свыше двух миллионов томов.
Педагогический состав Принстона имеет высочайшую квалификацию. Профессорские школы университета специализируются в математике, археологии, ядерной физике, инженерном деле, международных отношениях и искусстве. В Принстонском университете во второй четверти XX века работали 16 лауреатов Нобелевской премии. В настоящее время в университете 1070 преподавателей, из которых 434 профессора, включая семь нобелевских лауреатов. Все педагоги ведут исследовательскую работу и широко привлекают студентов. Соотношение количества обучаемых и преподавателей самое низкое – 5,3 к 1 среди всех университетов США. Соотношение числа принятых студентов и количества поданных заявлений – 1 к 13.
Американская система частного обучения уникальна в достижении своих целей, так как использует комбинацию общественных и частных ресурсов. Многочисленные донорские вклады, достигающие десятков миллионов долларов, обеспечивают финансовую независимость, позволяя университету свободно выбирать программу и структуру обучения, подбирать кадры, решать вопросы строительства и др. Сегодня капитал Принстона составляет 3 млрд. долл. Его считают третьим в стране после Гарварда и Техасского университета. Если учесть, что в Принстоне учатся около 6500 студентов и аспирантов, в Гарварде – 15 600, а в Техасском – 48 000, то первый из них можно считать самым богатым университетом США.
Стоимость обучения в Принстоне составляет более 34 000 долларов в год. Студенты, нуждающиеся в финансовой помощи, участвуют в различных работах в университете в летнее время и в течение года, что позволяет уменьшить плату за обучение на 5 тыс. долл. в год. Кроме того, учащиеся имеют право на долговременные ссуды на льготных условиях. Финансовую помощь получают 43% студентов. Для этих целей из университетских и других фондов выделяют 31,5 млн. в год.
Во второй половине XX века неофициальный девиз Принстона, сформулированный Вильсоном, несколько трансформировали. Теперь он звучит так: «На службу своему народу и всем народам мира» (In the Nation's service and in the service of All Nations). Надо признать, что эти слова подтверждены делами, ведь Принстонский университет дал образование тысячам молодых людей всего мира, превратившись в один из крупнейших и авторитетнейших международных учебных центров.
27.03.06
Автор Михаил Калишевский
Источник: Обучение & Карьера, №47, декабрь 2005