Как говорится, «рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». В полной мере истинность этой поговорки прослеживается и в образовательном туризме, только понятие «лучше» превращается здесь в термин «лучшее соотношение цена/качество». Наиболее привлекательными оказываются государственные университеты той же Германии (обучение здесь обходится в 300-800 евро в год), но практика показывает нечто иное. Оказывается, во многих отношениях выгоднее учиться в частных вузах и вот почему.

Продолжительность обучения

Продолжительность обучения — это большой минус государственных немецких вузов. Во-первых, они не признают российские аттестаты за одиннадцать классов, и перед первым годом бакалавриата нужно пройти годичную предуниверситетскую подготовку, а это, как минимум, дополнительный год к трем курсам бакалавриата. Частные вузы Германии принимают одиннадцатиклассников, что называется, прямо со школьной скамьи, минуя фазу подготовительной программы, и «классические» программы бакалавриата длятся у них те же три года, что и в государственных вузах.

Во-вторых, потоки в государственных университетах Германии несоизмеримо больше, нежели в частных. Как следствие профессора уделяют студентам меньше внимания, что означает менее индивидуальный подходе к преподаванию. В частных университетах группы значительно меньше, и у участников учебного процесса гораздо больше так называемых контактных часов (contact hours). Еще одним минусом больших потоков государственных вузов становится то, что многие студенты просто физически не успевают вовремя зарегистрироваться на свои (в том числе и обязательные) предметы, «обрастают» «хвостами», и их «букет» заставляет многих брать до двух сверхплановых семестров обучения. С одной стороны это означает дополнительные расходы на обучение, проживание и питание, а с другой — более поздние сроки трудоустройства выпускников.

Это интересно: Рейтинг университетов Германии 2024

Трудоустройство после обучения

Государственные высшие учебные заведения живут за счет бюджета, выполняют госзаказ на обучение специалистов всех сфер, вне зависимости от того, насколько они востребованы страной на сегодняшний день. В отличие от них частные учебные заведения Германии вынуждены зарабатывать на жизнь сами и очень чутко реагировать на малейшие изменения и так называемые «слабые сигналы» на рынке труда. Они, конечно, не могут похвастаться тем, что готовят врачей или музыкантов, но в их линейке направлений обучения всегда то, что обеспечивает скорейшее трудоустройство их выпускников. Это передовые разделы бизнеса, инжиниринга, информационных технологий и того, что рождается при их слиянии.

Исторически сложилось так, что подавляющее большинство государственных вузов Германии, много веков назад родились как университеты и по праву рождения всегда были более ориентированы на науку. Считается, что даже сейчас, когда достаточно интенсивно идет взаимное проникновение и слияние науки, промышленности и бизнеса, государственные высшие учебные заведения сильно отстают от частных. Последние делают все возможное, чтобы уже к моменту окончания обучения каждый их студент имел своего работодателя. Огромную роль здесь играет практическая ориентированность обучения, поддерживаемая, как самим вузом, так и его преподавателями.

Если, например, брать частные бизнес-школы, то, оказывается, что здесь в выигрыше все участники учебного процесса: и они сами, и их высокооплачиваемые преподаватели, и, конечно же, студенты. Работает это так: в качестве профессора по какому-либо предмету на семестр или год школа приглашает к себе топ-менеджера какой-либо крупной компании. Условиями его согласия становятся отпуск по месту работы с сохранением заработной платы, выплата школой ежемесячного преподавательского жалования и (!!!) возможность насытить курс самыми свежими кейсами из своей практики.

Преподаватель сознательно включает сюда и отдельные сложные кейсы, не нашедшие своего решения на момент его перехода в бизнес-школу. Студенты, гордые возможностью «на равных» общаться со «светилом», и по большей части не знакомые с тонкостями законов, регламентирующих права интеллектуальной собственности, через мозговые штурмы на занятиях, сами того не ведая, подсказывают профессору свежие и изящные решения для его «проблемных» кейсов. Уже по возвращении в бизнес, он (уже, естественно, от своего имени) их реализует в своей работе. Школа получает право пользования «брендом» «светила» при создании и продвижении собственного (образовательного) бренда, поддерживая и преумножая, таким образом, свою привлекательность в глазах будущих поколений абитуриентов (прежде всего, иностранных). К сожалению, будучи стеснены рамками своих бюджетов, государственные вузы Германии такого позволить себе не могут.

Вот сводная таблица, наглядно иллюстрирующая преимущество обучения в частных вузах Германии перед государственными при одновременном начале и в течение пяти лет. Здесь «блок-счет» означает «проживание и питание», а «STK» — штудиенколлег.

  Частные вузы Государственные вузы
  расходы доходы расходы доходы
1 -€13500 1 год €0 -€600 — 3000 STK €0
-€12000 Блок-счет   -€12 000 Блок-счет  
2 -€13500 2 год €0 -€600 — 6000 1 год €0
-€12000 Блок-счет   -€12 000 Блок-счет  
3 -€13500 3 год €0 -€600 — 6000 2 год €0
-€12000 Блок-счет   -€12 000 Блок-счет  
4 €0   €30000
зарплата
-€600 — 6000 3 год €0
      -€12 000 Блок-счет  
5 €0   €30000
зарплата
-€600 — 6000 4 год €0
      -€12 000 Блок-счет  
  -€76500 €60000 -€63000 — 87000 €0