

В мире бизнеса нет более очевидного признака проблем, чем задержка с финансовыми результатами. Это, похоже, справедливо и для бизнес-школ. Перед Рождеством ведущие бизнес-школы Америки с опозданием от обычного графика опубликовали свои ежегодные отчеты. Эти отчеты включают данные о новых вакансиях для выпускников программ MBA — обычно двухлетних курсов для студентов с профессиональным опытом. Мы проанализировали все цифры. В 2024 году в 15 ведущих бизнес-школах доля студентов, которые искали и принимали предложения о работе в течение трех месяцев после окончания учебы, что является стандартным показателем карьерных результатов, снизилась на шесть процентных пунктов и составила 84%. По сравнению со средним показателем за последние пять лет эта доля сократилась на восемь пунктов.
Некоторые показатели этого спада просто шокируют. Массачусетский технологический институт (MIT) имеет все основания считаться лучшим университетом в мире. Однако в его бизнес-школе, названной в честь Альфреда Слоуна, гиганта автомобильной промышленности XX века, финансовые проблемы остаются нерешенными. За десятилетие до 2022 года в среднем 82% студентов, искавших работу, находили ее сразу после окончания обучения, а 93% — в течение трех месяцев. В 2024 году эти показатели составляли всего лишь 62% и 77% соответственно. В некоторых элитных школах ситуация может быть еще хуже, чем кажется. Один профессор обеспокоен тем, что некоторые студенты, которые считаются предпринимателями, на самом деле безработные. Американский бизнес, возможно, находится на подъеме. Но те, кто видит себя будущими лидерами этой отрасли, сталкиваются с трудностями.
Американские бизнес-школы часто подвергаются критике. Идея о том, что бизнес — это не столько система обучения, сколько образ жизни, существует с момента основания Гарвардской школы бизнеса (HBS) в 1908 году. Питер Робинсон, бывший студент Стэнфорда, в своей книге «Снимки из ада» (1994) описал выпускников MBA как «профсоюзные билеты для яппи». В статье 2005 года в Harvard Business Review было отмечено, что многие штатные профессора менеджмента никогда не работали в реальном бизнесе. Некоторые считают, что бизнес-школы являются источником всех проблем, связанных с капитализмом. В то же время другие обвиняют своих выпускников в том, что они неэффективные капиталисты. Илон Маск также выразил беспокойство по поводу того, что многие обладатели степени MBA руководят крупными фирмами.
Стереотип о том, что люди стремятся только к максимальной прибыли, имеет под собой основания. Исследование, проведенное тремя учеными — Дароном Асемоглу, Алексом Си Хе и Даниэлем ле Маиром, показало, что менеджеры с высшим образованием в области бизнеса с меньшей вероятностью поделятся прибылью с сотрудниками, чем их менее опытные коллеги. Как же эти люди ведут себя в свободное время? В другой статье, опубликованной в 2007 году Николь Стивенс, Хейзел Маркус и Сарой Таунсенд, было обнаружено, что студенты MBA гораздо чаще, чем пожарные, расстраиваются, если их друг намеренно покупает такую же машину, как у них.
Однако нет никаких сомнений в том, что выпускники американских бизнес-школ добились огромных успехов. Журнал Fortune высоко оценил целые классы выпускников Harvard Business School (HBS). Например, он назвал выпускников 1949 года «классом, на который упали доллары». Среди тех, кто окончил HBS в 1982 году, были такие известные личности, как Джейми Даймон, глава JPMorgan Chase, Джеффри Иммельт, бывший руководитель General Electric, и Сет Кларман, известный инвестор. Выпускники MBA руководят почти половиной компаний, входящих в индекс S&P 500.
Это истинный источник престижа, который должен постоянно подкрепляться успехами студентов на рынке труда. Ведь именно успех в бизнесе является главной целью бизнес-образования. И, как показывают последние данные о занятости, этот успех в настоящее время стал менее предсказуемым.
Консалтинговая и финансовая отрасли уже давно привлекают внимание многих выпускников престижных бизнес-школ. Ежегодно ведущие консалтинговые компании, такие как McKinsey, Boston Consulting Group и Bain, отправляют своих перспективных сотрудников на обучение в бизнес-школы. Многие из них возвращаются после получения дипломов, чтобы присоединиться к новым профессионалам в этой области.
Комплекс бизнес-школ и консалтинговых центров предоставляет фирмам возможность привлекать квалифицированных студентов, которые не только полны энтузиазма, но и преданы своему делу. В свою очередь бизнес-школы получают постоянный поток быстро обучаемых студентов и стабильную оплату за их труд. После финансового кризиса число студентов, выбирающих работу в финансовой сфере, особенно в банках, уменьшилось. Однако на кампусе по-прежнему работает значительное количество частных инвесторов. Некоторые из них описывают свой карьерный путь как «2+2+2» — череда двухлетних стажировок в инвестиционно-банковской сфере, сфере прямых инвестиций и бизнес-школе. Этот путь, который служит хорошо оплачиваемой и невероятно быстрой «беговой дорожкой» для некоторых из самых талантливых людей Америки, привлекает многих студентов.
Когда консалтинговые компании начали снижать темпы найма после периода активного роста во время пандемии, бизнес-школы ощутили на себе последствия этого. Наш анализ данных из четырех учебных заведений — Чикагского университета Бута, Колумбийского университета, Массачусетского технологического института Слоуна и Нью-Йоркского университета Стерна — показал, что в прошлом году количество выпускников, поступивших в консалтинговые компании «большой тройки», уменьшилось на четверть по сравнению с предыдущими тремя годами.
Также серьезную обеспокоенность у бизнес-школ вызывает ситуация с техническими учебными заведениями, которые, как и бизнес-школы, сталкиваются с сокращением числа поступающих на программу MBA. Особенно заметно уменьшение количества абитуриентов, желающих работать в технологических гигантах, таких как Alphabet, Amazon, Apple, Meta и Microsoft. В четырех школах, включенных в наш анализ, количество выпускников, специализирующихся в области высоких технологий, в прошлом году сократилось более чем вдвое по сравнению со средним показателем за период с 2018 по 2022 год, составив примерно 50 человек.
Некоторые из этих проблем, безусловно, носят циклический характер. Технологический сектор подвержен взлетам и падениям. После краха пузыря доткомов доля выпускников Уортонской школы Пенсильванского университета, которые устроились в «высокотехнологичные» отрасли, снизилась с 17% до 8%. Похоже, что на этот раз снижение интереса крупных технологических компаний к программам MBA произошло до постпандемической коррекции рынка. Возможно, компании начинают испытывать нехватку профессиональных менеджеров. Даже если консалтинговая индустрия восстановится, мало кто считает, что степень MBA будет столь же важна для успеха в будущем. Сегодня клиенты консультантов больше доверяют ученым степеням, особенно в области естественных и инженерных наук.
Какие еще варианты доступны студентам? Небольшое, но растущее количество студентов выбирают путь малого бизнеса, вместо того чтобы создавать крупные компании. Инвесторы вкладывают средства в так называемые «поисковые фонды», где недавние выпускники бизнес-школ стремятся приобрести и управлять небольшими фирмами. Даже если доходы инвесторов невелики, они все равно впечатляют. Согласно опросу, проведенному в Стэнфорде, в 2023 году было создано 94 фонда. «Это более рискованный способ попробовать себя в предпринимательстве. Результаты не так предсказуемы, как при создании новой компании& f5b amp; f49 amp; f37 raquo;, — говорит Лейси Висмер из Hunter Search Capital, которая поддерживает такие фонды. «Некоторые из самых талантливых студентов MBA выбирают этот путь. Это не то, что отвергает McKinsey», — говорит Марк Эгнью, руководитель чикагской компании Booth. Учитывая интерес, который наблюдается на кампусе, многие другие, вероятно, последуют их примеру.
Изменения в сфере «белых воротничков» — это лишь часть проблемы. Ведь бизнес-школы, с одной стороны, связаны с коммерцией, а с другой — с коммерческим сектором. Их активное внимание к вопросам разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI) с 2020 года свидетельствует о том, что они также переживают кризис легитимности, который испытывают их университеты-учредители. Находясь между крупными университетами, корпорациями и консалтинговыми компаниями, которые в последние годы активно работают над расширением расового и гендерного разнообразия, некоторые бизнес-школы решили пойти на риск. Например, Уортон даже предлагает студентам MBA возможность специализироваться на DEI.
В целом, бизнес-школы отстают от времени. Если в Америке и происходит реиндустриализация, то информация об этом еще не достигла университетских кампусов. Бизнес — самая популярная область обучения в аспирантуре в Америке, где примерно в четыре раза больше студентов получают степень магистра по этому предмету, чем по инженерному делу. Будут ли бизнес-школы стремиться изменить свое преподавание, чтобы отразить особенности ведения бизнеса в Америке Дональда Трампа? Вероятно, нет. Даже если уровень найма и улучшится, это не сделает их более защищенными или более актуальными для современного мира.
Оригинал статьи: https://www.economist.com/business/2025/01/14/why-elite-mba-graduates-are-struggling-to-find-jobs