Образовательной карьере Абдулы Мухасина могут позавидовать многие. Выпускник одного из лучших университетов Канады, он получил диплом бакалавра сразу по двум направлениям: психология и неврология. Дальнейшую образовательную карьеру Мухасин легко мог бы сделать в исследовательской медицине или магистратуре, но он выбрал другой путь – поступить в частный колледж и стать парамедиком (специалист по оказанию скорой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях).

Дополнительное образование в университете Торонто это активно развивающееся направление в сфере высшего образования в Канаде. За счет кризиса на рынке труда, наплыв заявок в колледжи от людей уже получивших высшее образование в ведущих университетах сильно увеличился.

Частные колледжи в Канаде предлагают широкий выбор профессиональных программ, включая и одно или двухгодичные курсы, очень близкие по своему характеру к тем, что предлагают колледжи в США.

Возможно, колледжам Канады недостает ресурсов и условий, предлагаемых университетами, однако этот недостаток они в полной мере компенсируют профессиональными навыками, преподаваемыми в их стенах. Например, Centennial College – ставший вторым alma mater для Мухасина, располагает следующей статистикой: 90% его выпускников трудоустраиваются менее чем за 6 месяцев после окончания своего обучения. Остальные колледжи в Канаде могут похвастаться похожими результатами.

«Все наши колледжи тесно связаны с бизнесом и индустрией, так что мы точно знаем, специалисты каких профессий и в каком количестве сейчас наиболее востребованы» – говорит Рик Минер, бывший президент Seneca College в Торонто, одного из крупнейших колледжей страны. За 8 лет его нахождения на данном посту с 2001 по 2009 год, количество студентов, уже имеющих высшее образование, увеличилось на 15% (очная форма обучения) и на 50% (заочная форма обучения).

По его мнению, колледжи в настоящее время являются чем-то вроде выпускных классов для студентов с высшим образованием.

Безусловно, сложно сказать с точностью, каков процент студентов с высшим образованием среди 1.5 миллиона учеников колледжей. «Точную цифру назвать сложно, но мы часто слышим от студентов, что они пришли в колледж для того, чтобы дополнить теоретические знания, полученные в университете практическими знаниями, необходимыми им на рынке труда» – комментирует Джеймс Найт, глава ассоциации колледжей Канады, чей сын поступил в колледж сразу после окончания университета.

Данная тенденция основана на понимании того, что высшее образование уже не настолько котируется для работодателей, как раньше.

«Раньше диплома университета было достаточно для успешного трудоустройства. Работодатели даже не столь обращали внимание на вашу специальность, к примеру, студент закончивший факультет археологии мог устроиться в аудиторскую компанию, где его бы обучили необходимым навыкам данной профессии» – говорит Анна Бюлер, президент колледжа Centennial в Торонто. «Сейчас диплом говорит всего лишь о том, что выпускник получил хорошее фундаментальное образование и совсем не обязательно о том, что у него есть необходимые навыки для будущей профессии. Мы готовы помочь им понять, чем они на самом деле хотели бы заниматься».

Мухасин говорит о своем выборе профессии следующее:

«Я люблю мою работу. Каждый день не похож на предыдущий и это очень созвучно моему стилю жизни». В прошлом году Мухасин окончил Centennial College, сейчас он работает парамедиком в Торонто.

Мухасин также отмечает серьезность образовательной программы в колледже:

«В университете у вас всегда есть возможность расслабиться и немного «халявить», часто многие вещи из факультативных программы забываются. В колледже же дела обстоят совершенно по-другому, каждый день тебе нужно стремится быть лучшим из лучших».

Многим студентам нравится именно практический уклон образования в колледжах.

«Сегодняшнее университетское образование - это в основном теоретические знания; дополнительное образование в колледже дает необходимые навыки для будущей профессии и, как следствие, сильно увеличивает шансы найти хорошую работу» – признается Денис Маршал. Денис Маршал, выпускница коммерческого факультета Concordia College в Монреале потеряла работу из-за экономического кризиса в позапрошлом году и начала свою карьеру с новой ступеньки после того как решила пойти на факультет технической документации в Seneca College.

В настоящее время она работает в компании создателей BlackBerry – Research in Motion. По ее словам, она рассматривала обучение по специальности «техническая документация» во многих университетах, но, как правило, данной специальности уделялось всего лишь несколько учебных часов в рамках филологического факультета.

Бет Агней, координатор программы «техническая документация» в Seneca College утверждает, что подобные изменения на середине карьерного пути, как у Денис Маршал, это не редкость; хотя основная масса студентов колледжей это люди, недавно получившие диплом и еще не успевшие получить достаточный опыт работы. «Наши студенты – это в основном вчерашние выпускники; они ищут способ как-то выделить себя среди сотен других выпускников на бирже труда. И если после окончания университета студент открыт для дальнейших карьерных перспектив, то после окончания колледжа у него появляется уверенность в гарантированном достижении цели».

Увеличившиеся число студентов с высшим образованием среди поступающих в колледжи заставляет администрацию задуматься и внести изменения в предлагаемые программы.

Так, например, Centinnial College стал предлагать обучение по магистерским программа в сфере коммуникации, здравоохранения и технологии. Анна Бюлер, президент колледжа: «В настоящий момент 25% предлагаемых нами программ, среди вступительных требований указывают наличие диплома о высшем образовании и эти программы чрезвычайно востребованы. Из 14 000 студентов очного отделения, 1000 студентов были зачислены именно на них».

В настоящий момент колледжи хотят еще больше увеличить это число за счет своего участия на ярмарках вакансий, которые проводятся в университетах.

«Разумеется, у вчерашних выпускников требования к программам и условиям обучения будут значительно выше» – отмечает Анна Бюлер. «К примеру, их вряд ли заинтересует спорт, в то время как оснащения библиотек, и возможности дополнительных консультаций с преподавателями являются важным фактором».

В будущем, мадам Бюлер уверена, все больше и больше выпускников будут возвращаться за дополнительным, более специализированным образованием в колледжи. Кроме того, эта идея уже набирает популярность у сегодняшних выпускников средних школ, они руководствуются примером своих родителей.

«Может быть в осеннем семестре вы не пойдете в Centennial College, но думаю, что через пять лет мы с вами увидимся» – подводит итог Анна Бюлер.

 

20.07.10

Источник: The Chronicle of Higher Education, 28/6/10