Данная статья опубликована на портале Bestcolleges.com, переведена с английского языка и кратко изложена без изменения позиции автора.
Сегодня колледжи и университеты США сталкиваются с огромным количеством вызовов: падение числа студентов, рост стоимости обучения, вмешательство политики. За свою историю американское высшее образование уже переживало кризисы и обвалы, но на этот раз все ощущается иначе. Колледжи должны быстро «переродиться», либо рискуют противопоставить себя новому поколению студентов, ищущих иные варианты обучения.
По мнению аналитиков, число зачисленных студентов будет уменьшаться. Опасения не безосновательны, если принять во внимание растущую стоимость обучения, кредитные задолженности студентов и постоянно возникающие альтернативы с более быстрыми и дешевыми вариантами реализации карьерных амбиций.
Никогда прежде колледжи не испытывали столь сильных порывов шквалистых ветров. Что это — временное стечение обстоятельств или высшее образование достигло переломного момента, за которым лежит пропасть? Иными словами, действительно ли высшее образование в беде?
Число поступающих сокращается
Наиболее тревожным трендом является уменьшение числа людей, которые хотят того, что предлагает высшее образование. Опубликованный недавно отчет National Student Clearinghouse Research Center показал, что общее число зачисленных на осень 2022 года студентов снизилось на 0,6%. В сравнении с доковидными временами это недостача в 1,23 миллиона будущих бакалавров.
Этот спад продолжает тенденцию, намеченную еще в 2011 году. Суммарно с 2011 по 2022 год количество зачисленных студентов сократилось на 12,3%. В частности, отмечается, что становится все меньше студентов мужского пола. Сейчас они составляют 41% от общего числа — это рекордно низкий показатель. Существует множество теорий относительно причин этого, одна из которых заключается в том, что молодых людей все больше привлекают профессии, не требующие бакалаврских степеней.
Колледжи становятся непозволительной роскошью
Еще одним фактором, отпугивающим потенциальных абитуриентов, является рост расходов на обучение. С 1980 года стоимость очного обучения в четырехлетнем вузе выросла более чем на 180%. В государственных университетах за последние 20 лет рост платы за обучение превысил инфляцию на 171%. Также существенно выросли расходы на проживание и питание.
Вместо сокращения своих расходов колледжи снижают плату за обучение, возвращая часть каждого доллара за обучение в виде финансовой помощи. Исследование Национальной ассоциации руководителей колледжей и университетов (NACUBO) показало, что среди частных университетов ставка дисконтирования для первокурсников достигла рекордно высокого уровня в 2022–2023 годах — 56,2%.
Частные колледжи возвращают студентам большую часть своего дохода от стоимости обучения. Это означает, что им все чаще приходится оказывать больший объем образовательных услуг за меньшие деньги. Это нестабильная модель, движущаяся в неправильном направлении. Но даже с такими скидками многие семьи считают традиционное высшее образование не приемлемым более вариантом.
Кредитные долги студентов — рекордны
Те же, кто решили пойти учиться, влезают в долги. С 1970 года средний долг по учебным кредитам вырос на астрономические 2807%, что даже с поправкой на инфляцию составляет 317%. Около 44 миллионов американцев по своим учебным кредитам должны более 1,75 триллиона долларов. Окончание вуза со средним долговым остатком более 37 тысяч долларов наносит колоссальный финансовый ущерб молодым американцам.
Администрация Байдена предложила списать задолженность по учебным ссудам в размере 10 тысяч долларов США для некоторых категорий студентов и 20 тысяч долларов для получателей грантов Пелла. Пока предложение остается нереализованным, и оно в любом случае не решит проблему: высокую стоимость обучения. Миллионы будущих студентов взвешивают последствия такой учебы и чаще выбирают пути, отличные от высшего образования.
Высшее образование вытесняется альтернативным
Сегодня желающим заняться программированием не нужен университет с оплатой 4 лет обучения в нем. Они могут получить необходимую квалификацию уже через несколько месяцев и всего за 13 тысяч долларов, а хорошая заработная плата в IT становится солидной отдачей на эти инвестиции.
В то же время крупные работодатели вроде Google и Microsoft предлагают собственные курсы, на которых за полгода можно стать сертифицированным аналитиком данных или UX-дизайнером Google. Кент Уокер, старший вице-президент Google по глобальным связям, сказал, что компания при приеме на работу приравнивает эти сертификаты к четырехлетнему диплому бакалавриата.
Программы освоения профессий и техникумы есть и для таких сфер, как здравоохранение, информационные технологии и кибербезопасность, туризм и гостеприимство, право, финансы и графический дизайн. Все эти варианты — более быстрый и дешевый путь к хорошей карьере, а бакалавриат больше не является единственной точкой входа на рынок труда.
Преподаватели покидают посты
Образ штатного профессора, работающего полный рабочий день, уходит в прошлое. Сегодня профессора, работающие неполный день, составляют 40% академического персонала по сравнению с 24% в 1975 году. Если добавить к ним помощников на неполной ставке, преподавателей, работающих на временной основе, и ассистентов из числа магистрантов, цифра достигнет почти 75% сотрудников учебных заведений.
Такие преподаватели обходятся университетам гораздо дешевле и обеспечивают их финансовой политике большую гибкость. Иметь в штате только профессоров, работающих полный рабочий день, — роскошь, доступная только самым богатым учебным заведениям.
К слову сказать, относительно низкая заработная плата профессоров в текущем учебном году снизилась еще на 2,4%. Исследование Chronicle of Higher Education 2020 года показало, что более половины преподавателей вузов отказались от высшего образования, чтобы найти работу за его пределами.
Выстоит ли образование США в этих условиях?
На протяжении всей своей истории американское высшее образование сталкивалось с многочисленными потрясениями, и это делало его только сильнее. Гражданская война стала переломным моментом, поскольку студенты и профессора уходили на фронт. В 1862 году Федеральное правительство приняло Закон Моррилла, предоставлявший казенные земли под строительство университетов, что способствовало демократизации высшего образования. Первая мировая война подорвала благополучную жизнь кампусов, так как университеты отдавали все для поддержки военных действий, и укрепила их отношения с властями. В 1960-х и 1970-х годах студенческие протесты против войны во Вьетнаме, за свободу слова, гражданские права и гендерное равенство потрясли основы американского высшего образования, в то время как повсеместно возникали community colleges (государственные колледжи среднего специального образования), что открывало пути к качественному высшему образованию новым слоям населения.
Образно говоря, в толще каждой темной тучи высшее образование всегда обнаруживало проблески солнечного света. Сейчас ощущения другие, угроз слишком много, а движение идет не в том направлении. Но, вероятно, это движение эволюционно, и мы просто наблюдаем в реальном времени, как обретает свою форму новая реальность. Одно точно: колледжи и университеты не могут продолжать действовать в прежнем ключе, ожидая улучшения своего положения. То, как они смогут преобразовать себя, определит их окончательную судьбу.
Комментарий генерального директора «Глобал Диалог»
Вячеслав Лычагин, генеральный директор «Глобал Диалог»:
Университеты многих стран мира сталкиваются с проблемами разного рода: демографические ямы, недостаточное финансирование со стороны государства, альтернативные образовательные маршруты. Соединенные Штаты не являются исключением, и американские вузы тоже испытываются на прочность современными реалиями. Автор статьи субъективно изложил видение текущих проблем. И хоть их немало, большинство из них касается все же самих американцев, и в меньшей степени затрагивает иностранного студента. Иностранцы, поступающие в США, не прибегают к помощи банков, чтобы получить деньги на учебу, и поступают в университеты, престиж и качество образования которых актуальны непосредственно сегодня.
Как эксперт в области образования за рубежом, я уверен, что спрос на американские вузы среди иностранных студентов не упадет. Диплом американского вуза — это прямой и самый надежный путь к американскому рынку труда, а также уникальная возможность окунуться в конкурентную академическую среду, которая впоследствии позволит сделать по-настоящему успешную карьеру.